Новости

Ученые из Пермского Политеха разработали технологию безопасной транспортировки попутного нефтяного газа

После принятия закона о запрете сжигания попутного нефтяного газа в России были построены газопроводы низкого давления. Сейчас их состояние отслеживают с помощью специальных снарядов с датчиками, которые перемещаются по 7 тысячам километров труб за счет перекачиваемого газа. При этом для точности диагностики очень важна равномерная скорость снаряда. Существующие конструкции диагностических снарядов недостаточно эффективны для мониторинга газопроводов низкого давления, так как неровности внутренних стенок и относительно низкое давление делают их движение неравномерным. Это закономерно приводит к искажению или потере информации, а иногда вообще к поломке оборудования.


Ученые Пермского Политеха предложили конструкцию диагностического снаряда с дополнительными каналами, которая позволит обеспечить безопасность трубопроводов для транспортировки попутного газа.

Результаты исследования разработчики представили в сборнике материалов Journal of Physics: Conference Series, Volume 2317.

«По газопроводам низкого давления перекачивают многофазную смесь, которая состоит из скважинной жидкости, твердых частиц и газа. Она может вызывать коррозию труб, что приводит к аварийным ситуациям. Поэтому важно оперативно отслеживать состояние газопроводов, в частности, с помощью специального оборудования — снаряда с датчиками. Но в условиях низкого давления он движется неравномерно, что снижает точность диагностики. Чтобы решить эту проблему, мы предложили новую конструкцию снаряда с регулируемым сечением центрального канала, который имеет сужение», — рассказывает один из разработчиков, профессор кафедры «Общая физика» Пермского Политеха, доктор физико-математических наук Сергей Пещеренко.

Исследователям удалось найти форму канала, которая позволила избавиться от циклических изменений давления на выходе из снаряда. Обычно они обусловлены вихревым течением. За счет разработки можно уменьшить сопротивление течению газа через канал на 40%. Усовершенствованное инспекционное оборудование стабилизирует свою скорость при преодолении препятствий до 15000 Н за 1 секунду.

Работа была выполнена при финансовой поддержке РФФИ и Пермского края. В исследовании также приняли участие специалисты АО «Новомет». Научная работа была реализована в рамках направления Стратегии научно-технологического развития РФ «Переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии».

Источник: пресс-центр Пермского Политеха