Как пояснил Александр Болотов, руководитель проекта, старший научный сотрудник НИЛ методов увеличения нефтеотдачи НЦМУ «Рациональное освоение запасов жидких углеводородов планеты»: для проведения исследования ученые КФУ обращались к самым разным методикам, в том числе SWCTT-тесту (односкважинному трассерному тесту), который позволяет определить содержание нефти в пласте до и после применения различных методов увеличения нефтеотдачи. Трассеры используются в нефтяной промышленности помимо прочего для оценки гидродинамических связей скважин, а также являются полезным инструментом для понимания потенциала доизвлечения остаточной нефти.
«Когда мы используем какой-то метод увеличения нефтеотдачи (например, закачку ПАВ или полимера), необходимо замерить разницу нефтенасыщенности до и после воздействия на скважине, или, как принято говорить, провести One Spot Test для оценки эффективности применяемого реагента коктейля-ПАВ и последующей возможной настройки его состава. Таким образом, наше исследование посвящено средству мониторинга за этим процессом», – отметил Болотов.
Методика, описанная в статье, может использоваться на этапе оценки эффективности применения различных трассеров (Feasibility study), подходящих для широкого ряда температур – от 20 до 120 градусов Цельсия. Сам трассер, применяемый учеными КФУ, представляет собой жидкость, которая закачивается в скважину и выдерживается в ней определенное время для протекания реакции.
«Известно несколько сотен обработок скважин, производимых по всему миру по технологии односкважинного теста, однако нигде не описаны и не сформулированы критерии подбора трассера и не приведено обоснование его дальнейшего поведения в пластовых условиях. Также не существует рекомендаций и способов оценки, как рассчитать реакционную способность трассера с учетом конкурирующего процесса экстракции из водной в нефтяную фазу. Эти два процесса обычно исследуются в лабораториях по отдельности для определения технологических параметров закачки и выдержки трассера. Мы показали взаимосвязь данных процессов и их влияние на подбор трассера под заданные условия пласта – это и температура, и минерализация пласта, и остаточная нефтенасыщенность. Мы показали алгоритм, который позволяет понять, какой химический трассер оптимально закачать, а также определить условия выдержки и освоения скважины для интерпретации результатов профилей притока трассеров. Закачка трассера – технологический процесс, на который влияет совокупность факторов, поэтому от методик, позволяющих проводить расчет и прогноз, зависит и успех» – пояснил научный сотрудник КФУ.
Академическому сообществу и индустриальным компаниям интересны алгоритмы, обобщающие выбор трассера под заданные условия с определением границ их применимости. Разработанная методика имеет практическую значимость и является результатом трехлетних исследований совместно с рядом отечественных и зарубежных компаний.
«На базе научного центра мирового уровня нами разрабатывается широкий спектр технологий увеличения нефтеотдачи, включающий химические, газовые и тепловые методы. Безусловно, при их пилотном испытании нужно определить эффективность непосредственно на месторождении. Предложенная нами методология и сами химические трассеры позволяют сделать это быстро и достоверно. По сути, мы имеем возможность узнать, что происходит в пласте на глубине до нескольких километров, и использовать эту информацию в практических целях. Химические трассеры привлекают пристальное внимание индустрии в России и мире в целом. Здесь нашему центру есть что предложить нефтяным компаниям, включая уникальные для отрасли алгоритмы и сами реагенты для мониторинга», – отметил заведующий кафедрой разработки и эксплуатации месторождений трудноизвлекаемых углеводородов, руководитель направления методов увеличения нефтеотдачи НЦМУ Михаил Варфоломеев.
Источник: пресс-центр КФУ